Музей Великой Отечественной войны с купольным залом Славы. В Москве, на Поклонной горе, на самом высоком месте территории парка Победы, сооружается величественный ансамбль - Памятник Победы. Авторы-руководители: скульптор Н. В. Томский, архитектор Я. Б. Белопольский, архитектор Л. Г. Голубовский, скульптор О. С. Кирюхин, архитектор А. Т. Полянский, архитектор Б. Р. Рубаненко, скульптор Ю. Л. Чернов; авторы: инженер Ю. А. Дыховичный, художник Ю. К. Ковалев, архитектор А. С. Корабельников, консультант генерал-лейтенант М. М. Кирьян. Генеральный проектировщик - специальная архитектурная мастерская по проектированию Памятника Победы управления "Моспроект-2" ГлавАПУ г. Москвы (руководитель мастерской архитектор А. Т. Полянский). Скульптурные композиции разрабатываются Всесоюзным художественно-производственным объединением им. Е. В. Вучетича Минестерства культуры СССР (руководители мастерской - скульпторы О. С. Кирюхин, Ю. Л. Чернов). | Мемориальный комплекс на Поклонной горе построен по проекту З. К. Церетели
|
| Но в связи с переменой строя в стране была придумана новая главная скульптурная композиция комплекса - стелла. | Стелла - обелиск из особо прочной стали весом 1000 тонн и высотой 141,8 метра (по числу дней войны- 1418), выполненный в виде русского трехгранного ружейного штыка и покрытый 30 бронзовыми барельефами (по 10 на каждой грани). На высоте 122 метров к штыку крепится 25-тонная бронзовая фигура богини победы Ники с лавровым венком в руках, фланкированная двумя фигурками трубящих Слав. У подножия обелиска установлена конная фигура Георгия Победоносца, поражающего дракона. Много шуток и претензий было по поводу того, что Георгий Победоносец убивает змея, который уже разрублен на кусочки, "как колбаса". | ||||
Музей Великой Отечественной войны. Расположение зала Славы и зала Памяти.
|
| Вас никогда не удивляло то, что на вершине стеллы, которая является центром композиции памятника на Поклонной горе, находится Ника, а внизу стоит Георгий Победоносец? Ника - это греческая богиня победы, а Геогрий Победоносец - это православный Святой. Понятно, что образ Ники не несет
в себе никакого религиозного смысла - это скорее культурный, светский символ победы. Сочетание этого образа с образом ангелов и Георгия Победоносца, которые являются православными символами мне кажется не очень естественным. Но не неоправданным, не глупым. Такая неестественность продиктована самой ситуацией: с одной стороны - в России возрождаются храмы, с этим связывают надежды о подъеме России, выходе из смутного времени, а с другой стороны - памятник поставили людям, которые воевали и погибали под знаменем на котором не было Георгия Победоносца. Памятник построили для людей и в память о людях, которым идея православия может быть не очень близка (была близка). Никто точно не может сказать, какая идеалогия будет в стране через 10 лет, как эта идеалогия будет совместима с православием, но памятник людям, которые погибли на войне с захватчиками, должен остаться при любом режиме и любой идеалогии. Как мне кажется, это убедительное объяснение тому, что монументу на Поклонной горе не стали придавать "религиозную окраску", а "разбавили" его светским образом Ники. Я не могу сказать, хорошо это или плохо. Возможно у Вас есть свое мнение на этот счет. Может быть Вы считаете этот вопрос вообще глупым и надуманным. Может быть у Вас есть свое объянение подобной эклектике в символах. В любом случае, я буду рад увидеть Ваше мнение в гостевой книге. |